Карта сайта

Контакты

140700, Московская обл., г. Шатура, ул. Интернациональная, дом 6
Т.: 8 (496-45) 2-08-41
8 (496-45) 2-08-35
shatura.press@minpech.ru
20835@mail.ru

Схема проезда


Молодость как часть профессии

31.07.2014

Александра Арефьева

Работа всегда должна быть творческой. В том числе и в полиции. Так считает один из представителей нового поколения шатурских полицейских.

Недавно министр внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник полиции Владимир Колокольцев посетил молодёжный форум на Селигере, где отметил, что сегодня идет формирование нового поколения сотрудников полиции, что органы правопорядка остро нуждаются в притоке высокопрофессиональных юристов: «Не просто в хороших знатоках законодательства и правовой системы, а в людях с нестандартным мышлением и новыми идеями, способных противостоять современным и будущим вызовам, в таких специалистах, как вы».

В том, что кадровая политика в системе МВД действительно меняется, что на службу приходит молодёжь с нестандартным мышлением, я убедилась, беседуя со старшим инспектором отдела по делам несовершеннолетних УУОП и ПДН МО МВД России «Шатурский» Павлом Насоновым.

Пожалуй, впервые в разговоре с сотрудником полиции не пришлось касаться статистических данных о количестве составленных протоколов, росте или не росте числа правонарушений. Павел больше анализировал, раскрывая причинно-следственные связи, старался найти ответы на вечные почему? для чего?  как?

Павлу Насонову 24 года, он выпускник Московского университета МВД России по специальности психология.  Сегодняшняя его работа – сугубо по специальности – с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию, или, как мы привыкли их называть, трудными подростками и их родителями.

Глядя на этого статного красивого парня ростом под два метра, мне подумалось, что, наверное, он, поступая в университет МВД, мечтал о работе сопряжённой с риском, с преследованиями и засадами. Но жизнь распорядилась так, что пришлось заниматься подростками… Ан, нет. Оказывается, всё было с точностью наоборот. Он действительно со школьной скамьи мечтал стать психологом. Правда, работа в системе МВД тогда не входила в его юношеские планы.

Не паинька

Павел вырос в семье, где с юриспруденцией была связана только мама – Любовь Александровна, работающая в системе федерального управления службы исполнения наказания. Папа – Василий Иванович – главный ветврач района. В семье не было культа ни одной из этих профессий, и Павлу была предоставлена полная свобода выбора своего будущего. «Задумываться о будущей профессии я начал в старших классах, - говорит Павел. – Как и большинству подростков, мне хотелось понять, кто я есть, для чего мы  живём. Мне казалось, что именно психология поможет мне найти на них вопросы».

Если вы думаете, что о таких вещах в подростковом возрасте задумываются исключительно «ботаны» и маменькины сынки, то снова ошибаетесь. Павел в те годы был довольно свободолюбивым и не отличался примерным поведением. Прогулять уроки – это было, наверное, самым безобидным поступком. «Да, был хулиганом, - признаётся Павел. – В 14-16 лет жизнь перед подростком открывается по-новому. Кажется, что ты всё знаешь, у тебя всё получится и так хочется всё попробовать! Молодости свойственна горячность». Сдерживали его горячие порывы родители, так что до настоящих правонарушений дело не доходило, они умели находить нужные слова и подходы к сыну. Когда пришло время выбирать вуз, чтобы получить специальность психолога, мама посоветовала университет МВД, гарантируя, что там он получит отличные знания. А уж где потом работать, может выбрать сам.

- Первый год обучения вызвал у меня стойкое отвращение: на меня надели форму, мне отдавали приказы, я должен был подчиняться. Нужно было нести  настоящую службу, как в полиции. Всё это было мне чуждо и всё моё существо сопротивлялось. Я даже хотел бросить, перевестись в другой вуз. Но знания там действительно давали отличные, и это стало для меня главным,  - вспоминает Павел. – А вообще, я никогда себя не видел и не представлял сотрудником полиции!

Перелом в мировоззрении у него произошёл на 2-3 курсах, когда появилась возможность окунуться в науку. На факультете был создан научный кружок. Его участники курировали колледж, в котором учились также и дети-сироты, и находящиеся под опекой. «Они были немногим моложе нас, нам было интересно с ними общаться и легко, - рассказывает Павел. - Мы хорошо понимали друг друга. Я даже написал несколько научных статей по проблематике сложных детей, их социализации и адаптации в обществе. В это время и пришло осознание, что я могу реально кому-то помочь, стать старшим товарищем, к мнению которого прислушиваются. Я понял, что это живая работа, приносящая пользу людям. Мне это безумно понравилось». И он остался в этом вузе,  а к концу учёбы уже пришло точное осознание, что именно работа в полиции, именно работа с трудными подростками и есть то, чем он хочет заниматься. Вот ведь что интересно: Павел хотел узнать и понять себя, а нашел своё призвание, когда научился понимать других и стал им помогать.

Мысли вслух

Постепенно наш диалог перешёл в монолог. Павел о своей работе, вернее, о её смысле и содержании может говорить бесконечно. Послушайте.

- Сейчас я хорошо понимаю, в чём проблема современных подростков, потому что я пока тоже молод и не далеко от них ушёл. Мне легче с ними находить общий язык. Я постоянно ставлю себя на их место и пытаюсь понять, как бы сам поступил. Иногда думаю, неужели и я был таким безбашенным?

* Общаться с незнакомым человеком всегда непросто. Общаться с ребёнком – особенно трудно. С ними надо быть искренним, иначе они обманут и закроются.

* Сегодня жизнь любого подростка состоит из трёх компонентов: школа, семья, улица. Про школу и семью понятно, что мы имеем в виду. А под термином улица кроется всё остальное, когда он вне дома и школы. Не надо бояться улицы – ведь это необходимый компонент в социализации подростка. Он должен учиться  знакомиться, общаться, находить друзей, проявлять себя в нестандартных ситуациях, делать выбор и пр. Но улица бывает разная. Если это спортивные кружки,  музыкалка, театры, турпоходы – это одно, и совсем другое, если это алкоголь, подворотня, криминал. Ведь подросток сам для себя решает, какой для него будет эта улица. Если три компонента – школа, семья, улица - присутствуют в равных долях, то ребёнок развивается нормально. Если происходит перекос и улица преобладает, то ребёнок деградирует и нуждается в помощи.

* В 15 лет подросток уже не осознаёт себя ребёнком. Ему кажется, что он взрослый, готовый отвечать за свои поступки. Максимализм, вседозволенность, амбициозность присущи всем подросткам. У них нет черты «стоп». Для них авторитет – успешный сверстник, когда они могут сказать: ага, он это смог, он достиг, и у меня получится. Хорошо, если пример сверстника окажется позитивным. Но, к сожалению, бывает и наоборот.

* Что мне помогает в работе? Думаю, моя молодость и образование. Я ещё одной ногой стою в их мире, как будто связующее звено между детством и взрослой жизнью. Думаю, когда мне будет за 30, я, наверное, уже не смогу их понимать. Пока я работаю всего третий год, и у меня ещё есть запас. Потом произойдёт возрастной разрыв, и ребята перестанут мне доверять. Что тогда делать? Уходить и заниматься чем-то другим. Нельзя делать  работу формально. Это не только неправильно, но и неинтересно. Можно потом будет работать в кадрах или преподавать. Реализовать себя можно везде, главное, чтобы было интересно. А неинтересная работа становится тяжёлой.

* Психология – наука творческая. И работа моя тоже творческая. Здесь главное общение. В этом процессе каждый проявляет себя как личность, значит, занимается своего рода творчеством. Что касается отчётности и разного рода бумаг, то это только часть работы. Это просто надо.

Биография Павла пока не изобилует событиями. Всё обычно, как у всех – семья и маленький сынишка. Чтобы переключиться после работы – тренажёрный зал. Отдых – в поездках в тёплые страны. Интернет – в основном для работы или посмотреть кино – что-нибудь из мировых киношедевров, ещё научную документалистику о войне. Всё это тоже ему интересно с точки зрения психологии.

И всё-таки главным для молодого мужчины во все времена была возможность реализовать себя профессионально. И обновляющаяся система МВД сейчас даёт молодым шанс проявить свои способности и амбиции в полном объёме. Такие молодые профессионалы, как Павел Насонов меняют лицо полиции. Именно эту цель и ставил Президент России, начиная реформу в системе МВД России. 

Фото автора

Комментарии